Мероприятия
Март 2021 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Главная Новости «Дети войны. Разговор сквозь года»

«Дети войны. Разговор сквозь года»

19 Апреля 2020

14 апреля в Новолялинском городском округе прошёл конкурс школьных пресс-центров «Лицом к лицу», организованный МКОУ ДО НГО «Детско-юношеский центр патриотического воспитания имени Героя России Туркина А.А.». Тема конкурса -«Дети войны. Разговор сквозь года». По электронной почте юным журналистам было отправлено задание. Они должны были прослушать аудиоверсию книги «Детская книга войны»- дневники детей Великой Отечественной войны, которые удалось обнаружить журналистам «АиФ».     После ознакомления с дневником нужно было сформулировать вопросы, которые бы они задали свидетелям событий тех лет и смоделировать ответы, которые бы они могли дать. По результатам работы написать статью отправить на электронную почту организаторов.

«Детская книга войны» – это  дневники, которые советские дети вели во время Великой Отечественной войны. Их оказалось тридцать пять. Ни один не похож на другой. Из тыла, с оккупированных территорий, из гетто и концлагерей, из блокадного Ленинграда и из нацистской Германии. Тридцать пять разных войн... Это настоящие эпосы, «Война и мир» – в ученической тетради. Удивительно, как держится детский взгляд за мирные «мелочи», как чувствуется биение «нормальной» жизни даже в оккупации и блокаде: девочка пишет о первой помаде, мальчик – о первом влечении. Дети – поголовно! – пишут о книгах: Жюль Верн и Горький, школьная программа и семейное чтение, библиотеки и домашние реликвии...  Они пишут о дружбе. И конечно – о любви. У них нет опыта старших поколений, нет прививки жизни, у них всё – на живую нитку, взаправду, и нам кажется, что их свидетельства – они самые честные в том, что касается внутреннего мира и отражения в себе мира большого. Дневники военных детей – это ниточка от каждого бьющегося сейчас сердца к сердцу, пережившему главную катастрофу XX века, к человеку,  даже если и погибшему – но не сдавшемуся, выдюжившему, человеку маленькому, но видевшему самые страшные страницы истории, которая была, кажется, недавно, а может, уже и давно... Эта ниточка привяжет. И, может быть, удержит. Чтобы не оборвался мир. И если сегодня кого-то не пронимают свидетельства взрослых, то, может быть, проймут слова детей. И детям нынешним слышнее будут голоса их сверстников, а не взрослых, которые вещают с высоких трибун. Ведь одно дело, когда учитель у доски рассказывает тебе о войне, и совсем другое – когда это делает твой школьный товарищ. Пусть и с разницей в 75 лет.

Все принимавшие в конкурсе ребята прониклись услышанным, всех, как говорится, проняло. Каждый пресс-центр работал с одним дневником.  С заданием справились все. Работы оценивали: О.А. Шиханова-редактор газеты «Обозрение», О.Н. Фёдорова-председатель Новолялинской районной избирательной территориальной комиссии,                     Ю.В. Артамонов-начальник информационно-методического отдела и по связям со СМИ (г.Екатеринбург), И.Р. Мороз-руководитель видео группы культурного центра «Солдаты России»(г.Екатеринбург). По результатам конкурса третье место занял пресс-центр «ШИК» МБОУ СОШ № 10, второе место у пресс-центра «Большая перемена» МБОУ СОШ № 2 и победителем стал пресс-центр «12-fm» МАОУ СОШ № 12. Мы представляем вашему вниманию работу победителей:

 

            «22 июня 1941 года в 4 часа утра нацистская Германия напала на Советский Союз. Это событие в одночасье перевернуло жизни всех советских людей. Только вчера они радовались теплым летним денькам, а сегодня вынуждены бороться за свою жизнь и жизнь своего народа.

            Старики, женщины и дети отправились на заводы, поля и в госпитали, работали день и ночь, чтобы у солдат была еда, одежда и оружие. Ребята уходили в партизанские отряды, учились стрелять, добывать информацию, учились убивать фашистов. Многие из них видели гибель своих родных, близких и друзей – кто-то погиб на фронте, в кого-то попала бомба. Это навсегда травмировало их психику, и детская жизнь изменилась навсегда. Девочки и мальчики оставили свои игрушки и встали за станки, они позабыли веселье и радость, что приносит ребенку детство, и познали ужасы войны. Каждый из них, как мог, пытался помочь старшим, ведь цель была одна – чтобы ужасы войны закончились.  

            Юра Рябинкин жил в Ленинграде с мамой и сестрой, боролся не только с блокадными обстоятельствами, но и с самим собой, со своей совестью. Вынужденный делить крохи хлеба с самыми близкими, он честно записывал всё это: «…Кем я стал! Позавчера лазал ложкой в кастрюлю Анфисы Николаевны, я украдкой таскал из спрятанных запасов на декаду масло и капусту, с жадностью смотрел, как мама делит кусочек конфетки, поднимаю ругань из-за каждого кусочка…»

            Перенесемся сквозь годы в блокадный Ленинград, встретимся с этим юным человеком, дневник которого просто потрясает, потому что в нём чувствуется изумительная чистота личности. Юрий всё время мучается совестью, осмысливая происходящее. Он практически предсказывает весь ход войны! Вот от этих записей действительно сжимается сердце. Итак, мой друг, машина времени запущена!

            Ленинград, декабрь 1942 года, 9 часов утра… Мрачно, холодно, жутко… Кругом полуразрушенные от артобстрела здания, выбитые стёкла.  До очередного фашистского налёта примерно час. Шестнадцатилетний ученик Юра Рябинкин в это время идёт в школу. Попробуем встретиться с ним и поговорить о том, как он живёт…

            Навстречу из подъезда многоэтажки выходит измождённый молодой человек с глазами старика.

            - Здравствуйте, Юрий. Постарайся ничему не удивляться, просто знай, что в жизни возможно всё, нужно только в это верить. Мы, ученики из 21 века, хотим знать, как вам, ленинградцам, теперь живется. Расскажи, как вы встретили войну?

            - Доброе утро. Я не удивлён. Всю ночь на 22 июня прошлого года, то есть 1941, мне не давало спать какое-то жужжанье за окном. Когда, наконец, к утру оно немного затихло, поднялась заря. В это время в Ленинграде стоят лунные, светлые, короткие ночи. Но когда я взглянул в окно, я увидел, что по небу ходят несколько прожекторов. Всё-таки я заснул. Проснулся я в одиннадцатом часу дня, вернее, утра. Наскоро оделся, умылся, поел и пошел в сад Дворца пионеров. Выйдя на улицу, я заметил что-то особенное. У ворот нашего дома я увидел дворника с противогазом и красной повязкой на руке. У всех подворотен было то же самое. Милиционеры были с противогазами, и даже на всех перекрестках говорило радио. Что-то такое подсказывало мне, что по городу введено угрожающее положение. Придя во Дворец, я застал только двоих шахматистов. От них я узнал, что 22 июня, в 4 часа ночи, германские бомбардировщики совершили налет на Киев, Житомир, Севастополь и еще куда-то, – Молотов по радио выступал. У нас война с Германией! Я просто, знаете, сел от изумления. Вот это новость! А я даже и не подозревал такой вещи. Германия! Германия вступила с нами в войну! У меня голова пошла кувырком. Ничего не соображала. Я сыграл три партии. Чудак, все три выиграл и поплелся домой. На улице остановился у громкоговорителя и прослушал речь Молотова. Когда я вернулся домой, дома была только мама. Она уже знала о происшедшем.

            - А с чего война началась именно для тебя? Что было самым жутким во всём этом?

            - Расскажу обо всём по порядку. О том, что Ленинград окружен, я узнал 1 сентября, накануне своего дня рождения. А уже 8-го, когда я вернулся домой из школы, началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу, на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... 12 «юнкерсов». Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стекла не дребезжали. Видимо, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы. Я с сестрой Ирой бросился вниз. Взрывы не прекращались. Я побежал обратно к себе. Там на нашей площадке стояла жена Загоскина, соседа. Она тоже перепугалась и прибежала вниз. Я разговорился с ней. Потом откуда-то прибежала мама, прорвалась по улице. Скоро дали отбой. Результат фашистской бомбежки оказался весьма плачевный. Полнеба было в дыму. Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Затем настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стих. Дым, дым! Дым проникал всюду… Это была первая настоящая бомбежка города Ленинграда.

            Не могу не рассказать про еще одно ужасное событие того времени. Я  потерял 30 рублей. 30!!! рублей. Мама дала мне их на подсолнечное масло (у нее не было более мелких денег), а я их потерял... Денег и без того осталось – кот наплакал, а я еще теряю по стольку рублей…

            - Мы очень тебе сочувствуем… Скажи а у тебя есть мечта? Или, может быть, была в довоенное время?

            - Да, была мечта – пойти учиться в военно-морскую спецшколу, стать моряком. Но моей мечте не суждено было сбыться… Война помешала.

            - Ты выглядишь очень худым. Известно, что в блокадном Ленинграде очень тяжело с продовольствием. Как ты справляешься с чувством постоянного голода?

            - Это больная тема. Засыпая, каждый день вижу во сне хлеб, масло, пироги, картошку. Да еще перед сном – мысль, что через 12 часов пройдет ночь и съешь кусок хлеба... Весь характер мой почему-то сейчас круто изменился. Стал я вялый, слабый, иду, а в коленках такая слабость, кажется – шаг ступишь, а больше не сможешь и упадешь. Нужда, голод заставляют идти в магазины, на мороз, в длинную очередь, в людскую давку... Остается тупое, холодное безразличие ко всему происходящему. Недоедаешь, недосыпаешь, голодаешь и еще к тому же – учись. Не могу. Как бы я сейчас поел хлеба... Хлеба... Хлеба...

            - Юра, а что ты имеешь ввиду, когда говоришь, что характер твой изменился?

            - Да это всё от лишений, от голода. Самое обидное, самое, что ни на есть плохое для меня – это то, что я живу в голоде, в холоде, среди блох, а совсем рядом, в соседней комнате, жизнь совершенно иная – всегда хлеб, каша, мясо, конфеты, тепло, яркая эстонская керосиновая лампа, комфорт... Там живет Анфиса Николаевна с мужем – главным инженером стройтреста. Их подселили в нашу квартиру. Я понимаю, что это зависть, горькая-прегорькая обида, но побороть я это чувство не могу.

            - Расскажи о наиболее запомнившемся случае во время войны.

            - Расскажу. Это было в ночь на 13 октября 1941 года. Я дежурил в школе на посту. Это ночь казалась спокойной, и вместе с Давидом – моим товарищем – мы вышли на крышу. Только огляделись по сторонам, по небу прожекторы, и совершенно внезапно яростно зашипела бомба нарастающим звуком. В одно мгновение я и Давид были на чердаке. Но, решив, что и на чердаке оставаться опасно, мы сошли в лестничную клетку, и в это самое время раздался короткий свист и затем взрывы над нашими головами. Стало светлее, чем днем. Давид быстрее меня сообразил, что это такое, и, схватив лопату, бросился тушить бомбу. Я тоже. Началась безумная горячка. Мы работали в густом едком дыму, который лез в глотку, щипал ее, залезал в самые легкие, по нашим лицам шел пот, а мы все возились с бомбами. Я пробежал на 1-й пост. Там стояла какая-то женщина и кричала в испуге: «Бомба! Тушите!» Я схватил лопату и в полминуты забросал все горевшее песком. Я узнал впоследствии, что на нашу школу упало 23 бомбы. Я потушил две и помог затушить третью.

            - И последнее, что бы ты пожелал потомкам, взрослым и детям, которые живут в мирное время?

            - Берегите себя и своих близких, всеми возможными способами берегите мир на Земле, берегите свою Родину, цените жизнь и то, что имеете сейчас…

            14 марта 2020 года. Россия. Лобва. Мы дома…»

            Дети и война – это две вещи, которые никогда не должны вновь сближаться. Мы надеемся, что каждый современный ребенок проживет свое мирное детство, где нет ВОЙНЫ.

 

Конечно, все мы боимся, страшимся, не хотим новой войны. Читая дневники детей, переживших войну минувшую, понимаешь этот ужас ещё сильнее. Сегодня мы должны в новом поколении вырастить тех, кто будет достоин памяти победителей в Великой Отечественной войне.

 

 

Пресс-центр МКОУ ДО НГО
«Детско-юношеский центр патриотического воспитания
имени Героя России Туркина А.А.».

Яндекс.Метрика