Вклад общественных палат в осуществление положений Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года обсудили в Общественной палате РФ 10 июня.
Президент России подписал указ, утверждающий новую редакцию Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года.
В документе сказано, что реализацию стратегии осуществляют не только субъекты противодействия экстремизму в соответствии с их компетенцией, но и институты гражданского общества.
«В стратегии говорится, что институтам гражданского общества (в том числе ветеранским и молодежным организациям), деятельность которых направлена на профилактику экстремистских проявлений, будет оказываться государственная поддержка. Акцент делается на патриотическом воспитании граждан, обеспечении единства многонационального народа России, формировании в обществе атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности и неприятии экстремистской идеологии и применения насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей», — перечислил заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сергей Орджоникидзе.
Он отметил, что экономический кризис, вызванный пандемией, снизил благосостояние и социальную защищенность большинства людей во многих странах, часть из них в том числе потеряли работу: «Сложившаяся ситуация — это благоприятная почва для роста наркоторговли и преступности в целом, а также развития нелегальной миграции, экстремизма и активизации террористических организаций».
«При этом международный терроризм уже не намерен ограничиваться проведением пусть громких, масштабно гибельных, но разовых акций. Сегодня речь уже идет о создании целых бандитских территориальных образований — наподобие того, что мы видели в Сирии и Ираке, а сейчас наблюдаем в Афганистане», — сказал Сергей Орджоникидзе.
По его словам, особое внимание террористические структуры уделяют пропаганде экстремистской идеологии и вербовке новобранцев через интернет: «Они создают на профессиональной основе свои медиаструктуры, ведущие работу через специализированные сайты, аккаунты в социальных сетях, где размещаются материалы на различных языках мира, прежде всего на арабском, английском и русском. Идеологическая обработка граждан и их вербовка осуществляются также и в местах лишения свободы».
Сергей Орджоникидзе напомнил, что действующий при Общественной палате Координационный совет по противодействию терроризму уже на протяжении пяти лет ведет соответствующую просветительскую деятельность: «Избежать индоктринации или, выражаясь проще, промывания мозгов, в среде осужденных можно только одним способом — ведением просветительской деятельности со стороны общественных и религиозных организаций. В прошлом году советом был подготовлен и издан сборник нормативно-правовых актов, который послужил хорошим информационным источником всем, к несчастью, оказавшимся в местах заключения».
Зампредседателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбир Крганов отметил, что новая стратегия отражает весь спектр деструктивных образований экстремистской направленности, в ней освещены даже узкие темы и обозначены новые актуальные проблемы.
Он подчеркнул, что большое внимание в стратегии уделено выявлению фактов распространения радикальной идеологии в СМИ и интернете в целом.
Что касается миграционной политики, как отмечает общественник, вместо совершенствования механизмов депортации и усиления пограничного контроля (как было написано в предыдущей стратегии), в новой стратегии закрепляются развитие программ адаптации мигрантов; противодействие возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан; а также привлечение институтов гражданского общества и всестороннее информирование общества о миграционных процессах и противодействие вызывающим ненависть и вражду ложным сведениям о них.
Альбир Крганов указал на отдельный абзац в документе, где прописано, что к внутренним угрозам относятся также обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям межнациональные и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации.
«В стратегии все написано правильно, но ее нужно еще и реализовать. И наши региональные общественные палаты смогли бы сыграть важную координирующую роль, взяв часть этой работы на себя и взаимодействуя с государственными органами власти и с общественными институтами. Нормы стратегии нужно реализовать так, чтобы они были в первую очередь не только полезны гражданам России, но и имели положительное влияние на всю эту миграционную политику», — добавил Альбир Крганов.
Начальник отделения Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по г. Москве Александр Богунов сообщил о том, что в последнее время наблюдается прирост числа лиц, которые пытаются вовлечь людей в деятельность экстремистских и террористических организаций. По его словам, одно из самых частых проявлений экстремизма — это создание псевдорелигиозных организаций.
Он отметил, что объектами вербовщиков является не только молодежь, но и люди среднего возраста, с которыми тоже необходимо проводить просветительскую работу.
«Самое важное — это профилактическая работа в сети Интернет и работа с людьми, которые только-только начинают проявлять свой интерес к религии и посещать мечети, чтобы они не подверглись неправильной трактовке религии и не ушли от ее истинного направления», — отметил он.
По материалам сайта