Ранее «МК-Урал» рассказывал о поездке свердловских журналистов и общественников в Беслан для участия в мероприятиях, посвященных памяти детей, родителей, педагогов и военнослужащих, погибших в результате захвата заложников в школе № 1 (читать здесь). Организатором поездки выступила Уральская ассоциация «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма». Теперь по инициативе президента организации Сергея Павленко Свердловскую область посетили непосредственные участники тех трагических событий: заслуженный учитель Республики Северная Осетия-Алания Марина Канукова и бывшая ученица школы № 1 Ирина Гуриева. На Урал также приехали Валентина Туркина, мама лейтенанта Андрея Туркина, погибшего при освобождении заложников, и ветеран группы спецназа КГБ СССР и ФСБ России «Вымпел» Святослав Омельченко.
В течение пяти дней гости Урала провели ряд встреч с детьми и педагогами в Красноуральске, Карпинске, Краснотурьинске и поселке Лобва.
«То, что я увидел, оставило очень сильное положительное впечатление, – сказал в разговоре с корреспондентом «МК-Урал» Святослав Омельченко. – У вас в регионе очень хорошие, сильные центры по работе с детьми. В очередной раз я убеждаюсь в том, что регионы спасут Россию».
Сам Святослав Омельченко сегодня руководит военно-патриотическим центром «Вымпел», который работает с детьми по всей стране, в том числе через летние смены в лагере «Честь имею!». За время смены ребята не только получают азы военной подготовки, но и знакомятся с традициями российского воинства.
Не запрещать, а воспитывать
Завершающим мероприятием стал семинар «Профилактика экстремизма среди подростков и молодежи: опыт военно-патриотического движения России», прошедший в екатеринбургском мультимедийном парке «Россия – моя история». Помимо гостей участниками мероприятия стали руководители и педагоги школ, организаций дополнительного образования и военно-патриотического воспитания, а также ветераны спецподразделений, в том числе – первый командир свердловского подразделения группы «Альфа» Сергей Журавлев.
Открывая семинар, вице-президент Центра этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма Алексей Старостин подчеркнул, что совмещение темы противодействия идеологии терроризма и экстремизма с темой патриотического воспитания неслучайно.
УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА СТАЛИ ПЕДАГОГИ, ОБЩЕСТВЕННИКИ И ВЕТЕРАНЫ СПЕЦСЛУЖБ.
«Деятельность и нашей общественной организации, и работа коллег из других ведомств показывает, что самая действенная профилактика экстремизма – не запреты и ограничения, а воспитание молодого человека с позитивным социальным мышлением и истинными патриотическими ценностями», – подчеркнул Алексей Николаевич.
Президент Центра в своем приветственном слове отметил, что именно от собравшихся в зале во многом зависит успех в борьбе с терроризмом.
«Значительное место в работе каждого педагога уделяется изучению путей формирования социально адаптированной личности с позитивной жизненной стратегией, с настроем на достижения, созидание и успех, – подчеркнул Сергей Павленко. – Такую личность характеризует ряд социально-психологических качеств, в которых не последнее место занимает патриотизм. Именно патриотическое воспитание мы с коллегами считаем одним из важнейших элементов профилактики экстремизма в молодежной среде».
С приветственными словами также выступили заместитель министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Зеленов и консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма Департамента внутренней политики Свердловской области Павел Суслонов. В их выступлениях отмечалось, что обязательным элементов патриотического воспитания является формирование образа героев, и таковыми могут быть самые простые люди, оказавшиеся в критической ситуации, но сумевшие найти в себе силы не только выстоять, но и помогать другим. И примерами таких людей являются гости семинара.
Помогать другим, несмотря ни на что
Ирина Гуриева в 2004 году пошла во второй класс. В силу возраста ей было сложно понять, что делают и чего добиваются вооруженные люди, но даже спустя 16 лет она помнит в мельчайших подробностях и захват заложников, и освобождение. Каждое выступление дается Ирине очень тяжело: 16 лет назад она потеряла родных брата и сестру.
«В какой-то момент боевики сказали перейти из спортзала в столовую. Мама пыталась поднять брата на ноги, ему было плохо, у него поднялась температура, – вспоминает девушка. – Тогда она отвела меня и двоюродную сестру (родная сестра к тому времени погибла, Прим.) и договорилась с боевиками, что вернется за братом. Когда она вернулась потом одна, я даже не поняла, что произошло, что брата больше тоже нет».
Сама Ирина чудом уцелела. В какой-то момент она пыталась бежать, но на выходе стоял боевик, который наставил на нее автомат. Когда же она находилась в столовой, в какой-то момент террористов рядом не было, и заложники решили повторить попытку к бегству.
«Наш учитель физической культуры отогнул решетку, и первой прыгнула работница столовой, чтобы проверить безопасность этого пути, – вспоминает Ирина. – Когда я посмотрела вниз, чтобы проверить, жива ли она, увидела зеленые каски и поняла, что путь безопасен, но прыгать все равно было страшно из-за высоты».
Двоюродная сестра Ирины выпрыгнуть не успела. Ее спасли позже, она оказалась в числе тех заложников, которых закрыл от взрывной волны и осколков боец «Вымпела» Андрей Туркин.
ИРИНА ГУРИЕВА И ПЕРВЫЙ КОМАНДИР СВЕРДЛОВСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГРУППЫ «АЛЬФА» СЕРГЕЙ ЖУРАВЛЕВ.
Пережитая в детстве боль, не только не ожесточила девушку, но и помогла найти призвание – помогать другим.
«Когда я еще училась в школе, к нам приезжали представители фонда «Дети Марии», которые занимаются социальной адаптацией и художественным развитием детей-сирот, – рассказала Ирина корреспонденту «МК-Урал» после завершения семинара. – Теперь я работаю в этом фонде».
Испытав на себе, что такое терроризм, Ирина находит время и на выступления перед детьми и молодежью, чтобы внести свой вклад в то, чтобы трагедии, подобные той, что она пережила, более не повторялись.
«Бывает очень сложно из-за того, что люди в Интернете читают какие-то вещи, которые, как они считают, содержат какую-то истину о тех событиях, – говорит Ирина. – Но ведь я сама там была, я могу прямо сказать, это ложь. Встречаются такие люди, которые спрашивают «А зачем мне вам сочувствовать?», но это единицы из тысяч людей, большинство понимают, насколько терроризм – это страшно».
Сначала друг, потом – учитель
Марина Канукова как и 16 лет назад работает учителем начальных классов. Марина Хаирбековна очень редко дает интервью, но отказаться от публичных выступлений, как бы тяжко они ей не давались, она не может. Как человек, лично столкнувшийся с терроризмом, педагог считает необходимым рассказывать коллегам и детям о том, что это такое.
«Это нужно проводить, чтобы дети понимали, на какой путь они могут стать, если встретят не того человека», – говорит Марина Хаирбековна
Как и другие террористы, боевики, захватившие школу № 1 в Беслане, пытались убедить не только общественность, но даже и самих заложников в том, что действуют из благих побуждений.
«Когда нас заводили в спортзал, я набралась смелости и спросила у боевика, стоявшего у дверей, «Вы будете нас убивать?», на что он, ухмыльнувшись, сказал: «Нет, нет, ни в коем случае», – вспоминает Марина Канукова. – Затем нам сказали, что по телевизору сообщили, что в школе находится 354 человека (хотя заложников было в несколько раз больше), и это значит, что будет штурм. Они нам говорили: «Ваши же будут вас убивать, а мы будем защищать вас до последнего».
Как ни парадоксально, но заботой о заложниках боевики объясняли и отказ в предоставлении воды.
«В первый день нам давали по глотку воды, – вспоминает учитель. – А на второй объявили, что вода отравлена спецслужбами, и пить ее запрещено».
Словам боевиков Марина Канукова не поверила: большинство из них были без масок, а значит оставлять заложников в живых, скорее всего не собирались. Кроме того, их поведение, в том числе того мужчины, что обещал не убивать, быстро стало агрессивным. Словесные угрозы стали сменяться выстрелами в потолок.
ПО МНЕНИЮ МАРИНЫ КАНУКОВОЙ, ТЕРРОРИСТАМИ СТАНОВЯТСЯ ЛЮДИ, НЕ ПОЛУЧИВШИЕ В ДЕТСТВЕ ЛЮБВИ.
В результате теракта педагогический коллектив школы потерял 20 человек.
«Когда взамен разрушенной школы, построили две новых, все оставшиеся в живых педагоги пошли работать в одну, – рассказывает Марина Хаирбековна. Дети разделились, но постепенно многие из них также перешли к нам».
Сегодня в школе, где работает Марина Канукова, все классы носят имена военных и учителей, погибших в 2004 году. Но памятью о прошлом патриотическое воспитание в учебном заведении не ограничивается.
«Поскольку я учитель начальных классов, я пытаюсь вселить в детские сердца любовь, потому что я уверена, что террорист – это человек, который не получил в детстве любви, – говорит Марина Хаирбековна. – Это любовь к семье, к школе, к своей малой родине и стране в целом. И главное, чтобы донести все это до ребенка, я стараюсь для него быть прежде всего другом, а потом учителем».
Любить семью, страну, работу
Принципа, что для ребенка нужно быть, прежде всего, другом, придерживалась при воспитании лейтенанта Андрея Туркина его мама Валентина Ивановна. Воспитывала, к слову, одна: муж умер, когда Андрею было шесть лет.
«Я его поддерживала во всех начинаниях, – вспоминает Валентина Ивановна. – Когда он занимался борьбой, покупала ему кимоно и перчатки. Единственное, что не хотела, чтобы он уходил в армию, и он сначала соглашался, но затем все-таки настоял на своем».
Еще до армии Андрей Туркин прошел курсы телохранителей. По словам Валентины Ивановны, на этих курсах ее сын усвоил один из главных уроков в жизни: что лучшая победа в той драке, которую удалось предотвратить.
Срочную службу Андрей проходил в пограничных войсках, в том числе – на таджикско-афганской границе, которая в середине 90-х была горячей точкой. О боевых действиях будущий герой России предпочитал матери не рассказывать. Да и о службе в «Вымпеле» предпочитал молчать. В тот момент, когда произошла трагедия в Беслане, Андрей уже был представлен к ордену Мужества за операцию на территории Дагестана.
«Подробностей я не знаю, но ребята, которые с ним служили, говорили, что если бы не Черкес (такой у него позывной был), то они бы все погибли, – рассказывает Валентина Ивановна. – Орден так и не вручили, поскольку за Беслан он получил более высокую награду».
Когда Андрей погиб, его старшему сыну было 3,5 года, а младший еще не родился. Теперь старшему сыну 20 лет, он учится в вузе и занимается кикбоксингом, младший учится в 9 классе.
«Старший, когда мы с ним видимся, спрашивает, каким был его отец, – рассказала корреспонденту «МК-Урал» Валентина Ивановна. – Я вспоминаю какие-то забавные случаи. Сам внук говорит, что отца помнит смутно, потому что тот часто отсутствовал дома. Хотя, как мне рассказывала невестка, когда Андрей был дома, сын проводил время только с ним».
Подвиг Андрея Туркина всколыхнул станицу Динскую, хотя сам герой России на тот момент там уже не проживал.
«Андрей всегда был душой компании, и когда приезжал в станицу, навещал всех соседей, каждому уделял внимание, – рассказывает Валентина Ивановна. – Земляки предложили даже нашу улицу назвать в его честь. Хотелось бы, чтобы Андрея и других погибших ребят помнили во всей России, чтобы они были подлинными героями у молодежи. Хотя парнем он был простым. По словам сослуживцев, он им так и говорил: «У меня в жизни все просто. Я просто люблю свою семью, свою страну и свою работу».